^

Мобильная версия форума | Текущее время: 22 авг 2019, 20:59 Расширенный поиск

Культурные комплексы Республики Татарстан

Новости, обсуждения и т. д.

Культурные комплексы Республики Татарстан

Сообщение Vasia88 » 11 авг 2014, 12:08

АНСАМБЛЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. КАЗАНИ, 10-20 ВВ.

На территории исторического центра (1480 га), что составляет 5% от территории современного города, сохранена исторически сложившаяся застройка дореволюционного периода с разрозненным включением современной застройки, которая образует исключительно целостный ансамбль. Представление об его облике 12 - первой половины 16 вв. дают археологические исследования, описания современников и аналогии с сохранившимися средневековыми памятниками и традиционными типами деревянной татарской народной архитектуры.

Все существующие архитектурные памятники исторического центра Казани относятся к периоду после завоевания Казанского ханства русскими. Наиболее древние из них относятся ко второй половине ХVI века.

В центральной части сохранилась планировочная структура регулярного плана, разработанного в 1768 г. арх. В.И. Кафтыревым в соответствии с проектом "Комиссии строений", являющаяся основой ценных градостроительных ансамблей и архитектурных комплексов, а в некоторых местах - планировочные направления дорегулярной планировки, представляющие архитектурно-градостроительную ценность. Большинство улиц имеет установленную еще в 18 в. ширину в 10 сажень (21,3 м) и сравнительно невысокую застройку. Сохранилось большинство гражданских, культовых и оборонительных зданий о сооружений, отнесенных к категории памятников архитектуры, а также архитектурные комплексы и ансамбли 16-19 вв., отличающиеся планировочным, стилевым и масштабным пространством.

Изображение
Казань. Река Булак
Большой интерес представляет рядовая застройка, формирующая специфическую среду городского центра и поддерживающая архитектурную выразительность памятников архитектуры. Силуэт и панорамы города выразительны, сохранились композиционно-видовые связи между архитектурными доминантами и видовые коридоры. В архитектуре исторических зданий прослеживается взаимовлияние и взаимопроникновение культур татарского и русского народов, профессионального и народного творчества, что придает своеобразие историческому центру. Значительна сохранность исторического ландшафта, своеобразного рельефа центра, внутригородской водной системы (река Казанка, протока Булак, озера Верхний, Средний и Нижний Кабан), археологического культурного слоя.

Граница исторического центра почти совпадает с городской чертой Казани 1890 г. и составляет 1480 га. Она охватывает территорию мыса между реками Волгой и Казанкой, проходит от берега Казанки вдоль Арского кладбища по ул. Вишневского, Эсперанто, Павлюхина, пл. Вахитова, охватывает старое Татарское кладбище и оканчивается на набережной Волги (Вахитовский и часть Приволжского районов). Кроме того, сохранилось 374 га исторической застройки Кировского и Московского районов (бывшие Адмиралтейская, Пороховая, Ягодная, Козья слободы) и район бывшей Архиерейской дачи.

В Казани выявлено более 1600 памятников археологии, истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, 73(140) из них состоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения, 276(283) - республиканского (Республики Татарстан) значения, 76(84)- местного (городского) значения. 646(664) объектов включены в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" и подлежат охране в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры. Причем фактическое число охраняемых объектов достигает 2,0 тысяч, так как многие памятники состоят из различных строений. Памятники архитектуры представляют (правда, неравномерно) все строительные эпохи и художественные стили, все периоды развития города со второй половины 16 в.

Изображение
Казань. Петропавловский собор (1723-1726гг.)
Многообразна типология памятников. Это крупные ансамбли и комплексы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки, дворцы, особняки и жилье дома, общественные и культовые здания (мечети, медресе, церкви, монастыри, костелы, синагоги и др.), фортификационные и производственные сооружения, монументы, ограды и т.д. Сохранились здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы.

С Казанью связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Г. Тукая, Ш. Марджани, К. Насыри, Н.И. Лобачевского, К. Фукса, Н.М. Бутлерова, Ф.И. Шаляпина, В.И. Качалова, Г. Исхаки, М.Н. Максуди, М. Джалиля и многих других.

Наиболее значительные историко-культурные комплексы г. Казани:

Казанский Кремль (10-19 вв.) - уникальный комплекс (13 га) археологических, исторических и архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города в 12 в. до наших дней. Включает в себя: археологические остатки первого (12-13 вв.), второго (14-15 вв.) и третьего (15-16 вв.) Казанских городищ, каменно-кирпичный кремль (16-18 вв.) и ряд зданий и сооружений 16-19 вв., имеющих большую историко-культурную ценность, а связанных с различными историческими событиями в жизни города.
Изображение

Казанский университет (19 в.) - основное ядро университетского комплекса представляет целостный архитектурный ансамбль, созданный в духе русского классицизма 20-30-х гг. 19 в. арх. П.Г. Пятницким и М.П. Коринфским. Высокохудожественность, стилевое и композиционное единство, градостроительная значимость ставят университетский ансамбль в один ряд с наиболее выдающимися памятниками русского зодчества.

Старо-Татарская слобода (18-20 вв.) - территория нижней части города, за Булаком, в прошлом в силу исторический условий была заселена татарским населением. Застройка этой части города началась еще в 15-16 вв. Общий архитектурный облик слободы (152 га) создается в основном зданиями середины 19-начала 20 вв., причем участок включает в себя наиболее характерные типы построек: богатые особняки татарской буржуазии, дома и усадьбы зажиточных и средних слоев населения, интеллигенции и духовенства, общественные здания, мечети, медресе, торговые лавки, производственные здания.


АНСАМБЛЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. ЕЛАБУГИ, Г. ЕЛАБУГА

Ансамбль городской застройки (131 га) состоит из культовых, жилых, гражданских и общественных, промышленных и торговых зданий и сооружений.

Изображение
г. Елабуга. Государственный педагогический институт. Построен в 1903 г.
На юго-западной окраине города расположено Елабужское (Чертово) городище - укрепленное средневековое поселение булгар, казанских татар (10 в.-1547 г.), имеющее общую площадь 30 га и сохранившиеся следы трех линий укреплений. На его территории находятся остатки каменного квадратного монументального сооружения с круглой башней крепостного и одновременно культового назначения. Здесь в 1552 г. после взятия Казани был основан Троицкий монастырь, давший основу современному городу Алабуга-Елабуга. Троицкий монастырь в 17 в. уже именовался Трехсвятским монастырем, "что на Елабуге", и к нему были приписаны села Танайка, Трехсвяткое, Тихие и Свиные горы. В 1613 г. Трехсвятский монастырь был спущен с Елабужской горы на берег реки Танайка, а в 1707 г. село и монастырь были обнесены земляным валом, т.е. превратились в город. В 1780 г. на основании указа Екатерины II село Трехсвятское стало уездным городом и получило новое название - Елабуга.

Недалеко от города находится Ананьинский могильник (8-3 вв. до н.э.), открытый в 1855 г. и положивший начало определению целой эпохи, так называемой ананьинской культуры. Коллекции из могильника, которые насчитывают более 1500 предметов, не считая фрагментов сосудов и бус, хранятся в очень многих музеях не только в России, но и за границей.

Ансамбль городской застройки г. Елабуги представляет образец типичного поселения человека - русского уездного (провинциального) города. На сравнительно небольшой территории (131 га) в Старой (центральной) части города на двух коротких по длине (два квартала) продольных улицах сосредоточены памятники жилой, гражданской и общественной, культовой, торгово-промышленной архитектуры. Здесь нет зданий похожих друг на друга, все они строились по особому проекту. Сохранился особый колорит уездного городка, сохранилось единство архитектурного облика исторических памятников и историко-архитектурной среды. Более того, центральная часть города сохранила ненарушенными композиционные связи между доминантами, застройкой и ландшафтом. Сохранил свое значение как главный композиционный акцент Спасский собор - редкое сооружение подобного типа, как по размерам, так и по уровню архитектурного исполнения. Он придает облику города своеобразие, неповторимость.

С городом связаны имена Ермака Тимофеевича и Е.И. Пугачева, А.Н. Радищева и Н.А. Дуровой, И.И. Шишкина и М.И. Цветаевой, В.Г. Короленко и А.Н. Толстого, В.В. Верещагина и С.Я. Лемешева, В.М. Бехтерева, Д.И. Менделеева, Д.И. Стахеева и П.К. Ушкова и многих других.

В окрестностях Елабуги сохранилась уникальная природная среда (ландшафтный ансамбль, леса, озера, луга и в первую очередь шишкинские места).

Ансамбль городской застройки состоит под охраной государства (более 200 объектов). В целях сохранения исторической застройки, природного ландшафта в 1989 г. создан Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В 1990 г. город Елабуга (1780 г.) включен в Список исторических населенных мест Российской Федерации. Имеет охранную зону, зону строго регулированной застройки, зону регулированной застройки и охраняемого природного ландшафта (площадь зон 491,5 га).


АНСАМБЛЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. ЧИСТОПОЛЯ, 19-20 ВВ.

Ансамбль городской застройки состоит из культовых, жилых, гражданских и общественных, промышленных и торговых зданий и сооружений.

Село Чистое поле (Архангельская слобода) основано в начале 18 в., в 1781 г. получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 г. - губернии) и современное название.

Ансамбль городской застройки г. Чистополя представляет образец типичного поселения человека - русского уездного (провинциального) города. На сравнительно небольшой территории сосредоточены памятники жилой, гражданской и общественной, культовой, торгово-промышленной архитектуры. Сохранилось единство архитектурного облика исторических памятников и историко-архитектурной среды. Более того, центральная часть города сохранила ненарушенными композиционные связи между доминантами, застройкой и ландшафтом.

С городом связаны имена Г. Исхаки, А. Марченко, членов Союза писателей СССР, которые летом 1941 г. были эвакуированы в Чистополь и жили там в основном до июля 1943 г. Среди них: Н.Н.Асеев, А.А.Ахматова, М.В. Исаковский, Б.Л. Пастернак, К.А. Тренев, Л.М. Леонов, К:Л. Федин. Сюда приезжали к своим семьям А.А. Фадеев, П.А. Павленко, А.Т. Твардовский, А.А. Сурков, С.П. Щипачев, А.В. Софонов, Л.И. Ошанин, В.М. Ибнер, И.Л. Сельвинский и другие. Многие здания Чистополя отмечены мемориальными досками о пребывании здесь советские писателей.
Изображение
Выявлено более 100 объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, 30 из них состоит под охраной государства. В 1990 г. город Чистополь (1781 г.) включен в Список исторических населенных мест Российской Федерации.


АНСАМБЛЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. СВИЯЖСКА, 16-20 ВВ., С. СВИЯЖСК, ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН

Ансамбль городской застройки (62 га) состоит из построек Успенского мужского и Иоанно-Предтеченского женского монастырей (соборы, церкви, кельи, конный двор, монастырское училище, крепостные стены, башни), приходской церкви, жилых, общественных зданий и сооружений. Свияжск основан 24 мая 1551 г. царем Иваном Грозным как мощная крепость, где предусматривалось все для отражения атак и защиты при длительной осаде неприятелем и являлся опорным пунктом при взятии Казани.


Слева направо: Сергиевская церковь, Иоанно-Предтеченский монастырь, Успенский собор
Ансамбль городской застройки б.г. Свияжска представляет выдающуюся и универсальную ценность, в нем сохранились первоначальные постройки города -деревянная Троицкая церковь (1551 г.) с интерьером и иконостасом (один из немногих в Среднем Поволжье памятников русского деревянного зодчества 16 в.), Никольская церковь (1556 г.) и Успенский собор (1560 г.), построенные при участии известного мастера белокаменщика Постника Яковлева (Бармы), создателя храма Василия Блаженного на Красной площаде в Москве и Казанского Кремля. В Успенском соборе сохранились 1080 кв. м. древних фресок, которые своей широтой и многообразием библейских сюжетов, совершенством исполнения неповторимы среди немногочисленных аналогов православной фресковой живописи 16 в. По технике исполнения и колориту красок они существенно отличаются от новгородской, псковской, владимиро-суздальской и московской фресковой живописи.

Уникальность его и в единственном примере древнерусского деревянного градостроительного искусства, по масштабу закладки (75 тыс. человек строили 24 дня) и заселения города-крепости (на площади 62 га), не имеющего аналогов в мировой практике.

Изображение
Вид города Свияжска. Гравюра по рисунку М.И.Махаева. Середина 18 в.
Существующая планировочная структура Свияжска в основном соответствует плану перепланировки 1896 г. (исторически сложившаяся к середине 19 в. геометрическая сетка кварталов дошла до наших дней без существенных изменений и закреплена деревянными и каменными домами 18-нач.19 вв.), а структура посада -плану 1829 года, однако, планировка включила в себя наиболее ценные элементы дорегулярной планировочной структуры 16-18 вв. (рельеф местности и очертания горы Круглой, размещение существующих монастырей, окружающий природный ландшафт). Сохранились видовые связи между доминантами и видовые коридоры, все исторические градостроительные компоненты.

Культурный слой Свияжска представляет собой большой интерес как объект археологического изучения в качестве уникального памятника, а также в силу того, что он сравнительно мало затронут перекопами позднейшего времени. В культурном слое бывшего города, благодаря его большой влажности, сохранность дерева и иных органических материалов достаточно хороша для того, что бы раскопки его обещали дать большую коллекцию материалов.

Изображение
фото Соломахина В.Ю.
В исторических процессах формирования Российского государства Свияжск с мая 1551 г. до начала 17 в. играл ключевую роль, как военно-административный, православный и ремесленно-торговый центр региона, с первой половины до середины 18 вв.- административный, ремесленный, купеческий и духовный центр провинции, с середины 18 по начало 20 вв. - уездный город с торговой, духовной и учебными функциями, транзитный пункт на Сибирском тракте. Свияжск - первый православный город в крае, оказавший значительное влияние на распространение духовной и материальной культуры.

Выявлено около 70 памятников истории и культуры, из них 28 состоит на государственной охране федерального (общероссийского) и республиканского (Республики Татарстан). В 1990 г. Свияжск включен в список исторических населенных мест Российской Федерации, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, а так же сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность.

По композиционному совершенству ансамбля городской застройки и архитектурно-художественной ценности отдельных сооружений Свияжск - один из самых значительных памятников русского зодчества. Здания, их интерьеры с монументальной живописью, планировочная сетка улиц и остатки рядовой застройки, не искаженные современными строениями, сохранившие масштаб и архитектурный образ исторической среды, природное окружение по своей значимости принадлежат к высшим достижениям национальной культуры.


АНСАМБЛЬ РАИФСКОГО МОНАСТЫРЯ (ПУСТЫНИ), 17-19 ВВ. С. РАИФА, ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН

Казанский Раифский (в честь преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных) мужской Богородицкий монастырь состоит из ансамбля монастырских зданий, обнесенного крепостными стенами с башнями и проездными воротами. Расположен на берегу озера.

Изображение
Общий вид Раифской Богородицкой пустыни (1902г.)
Основание монастыря в литературных источниках приписывается монаху Казанского Спасо-Преображенского монастыря (в Казанском Кремле) Филарету в 1613 г. Скорее всего, это время освоения территории будущей обители на берегу живописного озера лесной местности. После смерти Филарета (предположительно в 1659 г.), в 1661 г. здесь был основана Казанская Раифская (в честь преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая пустынь. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он посетил лично эти места, вручил старцам грамоту на построение церквей, прислал к ним, в качестве настоятеля, опытного иеромонаха Савватия. С 1662 г. начались строительные работы. В 1689 г. пожар истребил все постройки монастыря. С 1690 по 1717 гг. велось строительство нового, уже кирпичного монастыря, ряд построек которого сохранились до наших дней. В 1739 г. в обители насчитывалось 17 храмов. Строительство в монастыре продолжалось и в последующие годы. В июле 1928 г. обитель была закрыта. С 1930 по 1954 гг. по слухам и "воспоминаниям очевидцев" здесь была "зона" для "врагов народа". С 1954 по 1993 гг. здесь была открыта колония для несовершеннолетних преступников, впоследствии реорганизованная в СПТУ, где в храмах и братских корпусах располагались производственные мастерские, клуб и столовая. С 1991 г. началось возрождение Раифского Богородицкого мужского монастыря. Ремонтно-реставрационные работы осуществляются за счет средств Казанской епархии и пожертвований.

Изображение
фото Соломахина В.Ю.
Раифский Богородицкий монастырь является характерным образцом русского оборонительно-культового зодчества конца 17 в.- 19 вв., состоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения. В ансамбль архитектурных сооружений монастыря входят:

Стены с башнями, 1690-1717 гг. Часть стен утрачена. Из пяти башен сохранилось три - северо-западная, юго-восточная и юго-западная.
Колокольня, 1889-1903.
Братский корпус с церковью "в честь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии" (1794 г.), конец 17- начало 18 вв.
Братский корпус с церковью "в честь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных", 1708 г., 1892-1897 гг., арх. А.Г. Невинский и Ф.Н Малиновский.
Собор Грузинской Божьей Матери, 1835-1842, арх. М.П. Коринфский. Является местом пребывания главной святыни монастыря, чудотворной иконы Грузинской Божьей Матери.
Троицкий собор, 90-е гг. 17 в., 1904-1910 гг., арх. Ф.Н Малиновский.
Надвратная церковь "в честь Чудотворца Николая", 1692 г.
два братских корпуса, трапезная, 19-начала 20 вв. В настоящее время является православным духовным центром, местом паломничества.
Раифская обитель


БОЛГАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, С. БОЛГАРЫ, СПАССКИЙ РАЙОН

Болгарский архитектурно-археологический комплекс (380 га) состоит из Болгарского городища (10-15 вв.) - культурного слоя центра Волжской Булгарии -города Болгара, экономического, политического и культурного центра Волжской Булгарии, Булгарского улуса Золотой Орды в пределах укреплений в виде вала и рва протяженностью 5,63 км, окружавших его территорию с юга, запада и востока в 14- начале 15 вв. Его площадь в пределах указанных укреплений 380 га. Во второй половине 14 - начале 15 вв. город Болгар неоднократно разорялся золотоордынскими ханами, русскими князьями и ушкуйниками. Поход войск Москвы под предводительством князя Федора Пестрого, посланных Василием 11 против Болгара, привел к окончательной гибели города: с тех пор он навсегда сошел с исторической арены и стал только местом паломничества правоверных мусульман к своим святыням. "И бысть Казань стольный град вместо Бряхимова града Болгарского", - свидетельствовал летописец 16 в. об этих событиях. В "Казанской истории", написанной в середине 16 в. человеком, который более 20 лет был в казанском плену, отмечено "ныне же градище пусто." На территории городища сохранились остатки монументальных кирпично-каменных сооружений второй половины 13-14 вв. (Северный и Восточный мавзолеи, Черная палата, Малый минарет и Ханская усыпальница) и каменно-кирпичных развалин зданий (Соборная мечеть, Красная, Белая и Греческая палаты, Ханская баня, мавзолеи) общественного и культового назначения, сохранившихся от некогда многолюдного города Болгара в период его расцвета во второй половине 14 - первой половине 14 вв.

Изображение
г. Болгар. Черная палата
В настоящее время известно более 100 остатков древних зданий. Выявлена древняя часть города булгарского времени на северо-восточной части памятника, относящаяся к 10-11 вв., прослежен рост территории поселения, изучены жилые, ремесленные, а также архитектурные и оборонительные сооружения.

Город Болгар был столицей Болгарского государства в 13-14 вв., а ряд исследователей считает, что и в 10-11 вв.

Болгарский архитектурно-археологический комплекс представляет выдающуюся и универсальную ценность, является археологическим свидетельством прошлого - в нем сосредоточены памятники археологии, архитектуры и эпиграфики.

Еще при царе Федоре Алексеевиче (1661-1682 гг.) было дано указание описать древние каменные здания и другие развалины, оставшиеся от древнего города. Оно было осуществлено в 1712 г. дьяком А.Михайловым, который достаточно подробно описал "древнее строение, что в окружном валу ныне есть." С этого времени начинается пристальное внимание исследователей к сохранившимся монументальным сооружениям и руинам древнего города. На протяжении всего 18 и 19 вв. его посещали путешественники, писатели, журналисты, царствующие особы, военные, ученые, архитекторы, художники, иностранцы и краеведы - Петр I, Екатерина II, П.С.Паллас, И.И. Лепехин, Ф.И. Эрдман, П.И. Свиньин, Н.Н. Кафтанников, М.С. Рыбушкин, И.А. Второв, А. Шмидт, Э.П. Турнерелли, братья Н.Г. и Г.Г. Чернецовы, Ш. Марджани, И.И. Шишкин, Г. Тукай, А.К. Саврасов, И.Н. Березин и многие другие, которые оставили ценные описания, чертежи, планы и рисунки зданий и руин древнего города, большинство из которых до нас не дошли.

С остатками древнего города связан один из первых российских указов об охране памятников. В 1722 году Петр I посетил развалины города и дал указание осуществить здесь реставрационные работы.

Является мусульманской святыней, местом паломничества, туристско-экскурсионного показа и проведения крупных международных мероприятий (1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, I и II Всемирных конгрессов татар и других).

Изображение
фото Соломахина В.Ю.
С последней трети 19 в. по настоящее время комплекс является объектом археологических, а с 1954 г. систематических историко-архитектурных исследований. Ремонтно-реставрационные и археологические работы осуществляются за счет средств государства. Контроль за их проведением осуществляется специальными органами охраны памятников. В 1962 г. здесь открывается музей, а несколько лет спустя, в целях усиления охраны памятника, в 1969 г. организован Болгарский историко-архитектурный заповедник. Фонды заповедника включают в себя предметы археологии, нумизматики, эпиграфики, этнографии, живопись, скульптуру, фотографии и документы (85070 единиц хранения). Коллекции вещевого материала, собранные с территории городища, хранятся в музеях республики, Российской Федерации и за рубежом.

Комплекс состоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения. Охранная зона разработана и утверждена в составе охранных зон заповедника (483 га).

Являясь экономическим, политическим, духовным и административным центром волжской Булгарии на протяжении длительного времени, город Болгар оказывал значительное влияние на окружающие территории

Болгарский комплекс является наиболее сохранившимся средневековым архитектурно-археологическим памятником. Это самый северный в мире памятник мусульманского зодчества, уникальный и практически единственный образец булгаро-татарской архитектуры 13-14 вв., позволяющий судить высоком уровне строительной техники и самобытном характере архитектуры.

Кроме того, в состав Болгарского заповедника входят:

Танкеевский могильник (2-я пол. 9-10 вв.). Спасский район, с.Танкеевка. Культурный слой (площадь около 22 га) оставлен одной из этнических групп населения ранней Волжской Булгарии в период ее формирования. Предположительно насчитывает около 6,0 тысяч (вскрыто более З,0 тысяч) языческих и мусульманских раннебулгарских погребений. Памятник является одним из крупнейших в Восточной Европе и ключевых в освещении важнейших вопросов истории ранней Волжской Булгарии, таких как время появления в Среднем Поволжье нового политического образования, формирование общеболгарской культуры в результате взаимодействия разнокультурных компонентов, характер и время появления мусульманской обрядности и т.п.
Городище "Сувар" (10-14 вв.). Спасский район, д. Татарский Городок, к югу от деревни. Культурный слой одного из крупнейших городов Волжской Булгарии, упоминаемого с 10 в. Площадка городища подтреугольной в плане формы (длина окружности около 4,5 км.), с трех сторон (северо-восточной, юго-западной и южной) окружена валами и рвами. Экспедициями изучены глинобитные и бревенчатые жилые постройки, кирпичный дворец, а также некоторые конструктивные особенности оборонительных сооружений. Полученные археологические материалы и письменные источники свидетельствуют о том, что расцвет города падает на 11-12 вв. После монгольского нашествия Сувар приходит в упадок и к концу 14 столетия город запустел.
Другие археологические памятники разных эпох, а также природный ландшафт: Армянская колония, 13-14 вв., Греческая палата, 14в., урочище Ага-Базар, неолит, 14-15 вв., Рабига-Куль и другие.


БИЛЯРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС, С. БИЛЯРСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ, АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН

Комплекс (3840 га) включает в себя оригинальный набор реликтовых природных особенностей и условий, характеризующих природу лесостепи Восточной Европы в историческом разрезе, концентрированный набор различных археологических памятников почти всех эпох, начиная от эпохи бронзы до позднего средневековья включительно, остатки засечных черт Русского государства 17 в., историко-культурные памятники, связанные с именами академиков Бутлерова и Арбузова и других.

В 1992 г. в целях сохранения комплекса организован Болгарский историко-археологический и природный музей- заповедник.

В состав музея-заповедника входят:

Билярское городище (10-13 вв.) Алексеевский район, с. Билярск. Культурный слой крупнейшего города средневековья - столицы Волжской Булгарии (10 в. - 1236 г.), центра экономической, политической и культурной жизни, известного под именем Биляра (в переводе с булгарского - Великий), Булгара, а по русским летописям - Великого города. Это целый комплекс археологических памятников, включающий помимо укрепленных частей обширные неукрепленные пригороды, городские кладбища-некрополи, загородные усадьбы. Весь это комплекс, площадь которого достигает почти 800 га, занимает большую подпрямоугольную площадь, окруженную концентрически вписанными друг в друга земляными валами и рвами -остатками оборонительных укреплений. Последние делят его территорию на две части - внутренний и внешний город. Внутренний город с обитаемой площадью 116 га обнесен двумя линиями валов и рвов протяженностью 5 км, а внешний город с обитаемой площадью 374 га- тремя линиями укреплений длиной более 10 км. Общая площадь городища вместе с укреплениями составляет около 700 га. Археологически установлено, что еще в 10-11 вв. город занимал внушительную по своим размерам площадь и с самого начала имел двухчастную структуру. Город погиб осенью 1236 г. в результате монгольского нашествия. Более он не восстанавливался. В центральной части внутреннего города выявлен ряд памятников булгарской монументальной архитектуры. Центральное место среди них занимают остатки Соборной мечети, состоявшей из двух частей -деревянной и белокаменной с большим отдельностоящим минаретом (еще в 18 в. исследователи отмечали остатки стен, столба-минарета и портала). Общая площадь молельных помещений мечети составляла около 2,5 тыс. кв.м. Среди остатков других сооружений следует отметить - кирпичное здание с центральным (подпольным) отоплением в непосредственной близости от соборной мечети, сооружение, кирпичных Караван-сарая и бани.

В 17 в. (1654-1665 гг.) укрепления Билярского городища были включены в систему оборонительных линий первой Закамской черты и здесь был поставлен стрелецкий острог под именем пригород Билярск, позднее переросшее в село Билярск.

Балынгузкое (Горкинское II) городище - остатки недостроенного города 30-40-х годов 14 в., площадью около 400 га с прилегающими памятниками на горе Бальгагуз (мавзолеев). По площади - это второе по величине, после Билярского, городище в Татарстане и Среднем Поволжье.

Никольско-Баранские I и II городища с прилегающими памятниками 10-13 вв., площадью 93 га.

Горкинское I городище 10-13 вв. с прилегающими памятниками, площадью 42 га.

Урочише "Святой ключ" - место раннеболгарского языческого святилища, площадью 10 га.

Христианское кладбище с часовней - склепом выдающегося химика А.М. Бутлерова, площадью 10 га.

Другие археологические памятники (селища, курганы, могильники и т.д.) разных эпох, а также природный ландшафт - луга, лесной массив по р. Малый Черемшан и ее притоков. Среди них Больше-Тиганский могильник, оставленный достоверно древневенгерскими племенами, кочевавшими в 7-9 вв. между Волгой и Белой в пределах своей легендарной "Великой Венгрии".

Историко-археологический музей и дом-музей академика А.Е. Арбузова в центре с. Билярска, площадью 3 га.
Аватар пользователя
Vasia88
 
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации Vasia88
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 10 дек 2013, 15:31
Поблагодарили: 0 раз.

Вернуться в Общее


  Юг Клад - форум кладоискателей и Нумизматов Юга России