^

Мобильная версия форума | Текущее время: 06 дек 2019, 06:21 Расширенный поиск

Альметьево

Новости, обсуждения и т. д.

Альметьево

Сообщение Vasia88 » 16 дек 2013, 11:19

Долгие годы после присоединения к Московскому государству территория современного Юго-Востока Татарстана оставалась практически неосвоенной. До 1630-х гг. история края была связана с Ногайской Ордой. После ухода ногайских татар под давлением калмыков в причерноморские степи, эти земли окончательно опустели. Владевшие угодьями в бассейнах Ика, Кинели, Сока и других рек служилые татары и тарханы, «ясачные чуваши» и бобыли в связи с постоянной угрозой калмыцких набегов, пользовались своими вотчинами лишь «наездами». Населенных пунктов южнее территории современного Сармановского района практически не было. Интенсивное заселение края начинается лишь в первой трети XVIII века1.

Одним из населенных пунктов, возникших в этот период, являлась д. Альметьево. Точных данных о времени ее основания не сохранилось. Однако ряд косвенных свидетельств позволяет предположить, что это событие произошло на рубеже второго-третьего десятилетий XVIII века. В 1840 г., во время проводившегося в регионе опроса альметьевцы сообщили властям о том, что их селение было основано 121 год тому назад, т.е. примерно в 1719 году2. Материалы периода второй ревизии (1747 г.) зафиксировали наличие в д. Альмет-Муллино (второе название д. Альметьево в XVIII в. — Р.А.) 23 хозяйств и 85 душ мужского пола3. Для того времени это было достаточно крупное селение. Его формирование пришлось на годы, когда власти всячески пресекали бегство татар в приграничные области Российского государства. Реально, чтобы достичь такого размера, населенному пункту требовались десятилетия. Поэтому есть основания считать, что д. Альметьево была основана задолго до проведения второй ревизии. Возможно, во времена первой ревизии (1719 — 1724 гг.). Уточнение этой даты тесно связано с проблемой установления личности основателя деревни.

Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках содержится в документах, относящихся к начальному периоду восстания 1735-1740годов. Среди них сохранилось письмо муллы Альмета полковнику И.Н. Татищеву, в котором сообщалось «о съездах и намерениях» восставших и обих опасности для населения Надыровской волости. Письмо датировано 24 июня 1735 г. и кончается словами: «Это письмо писал я, Альмет-мулла, з Заю с Алметевой деревни»4. Последняя фраза, при скудности других источников, является ключевым звеном в наших последующих логическихпостроениях.

Имя муллы Альмета встречается еще в двух документах, относящихся к 1730-м годам. Первый из них, датируемый 9 июля 1734 г., связан со столкновениями жителей Юрминской волости с отрядом Тобольского драгунского полка. В этом документе упоминается мулла Альмет из-за р. Зай5. Во втором документе рассказывается о событиях начала лета 1735 г., когда в д. Бигашево состоялся совет участников восстания. Среди присутствовавших там были Акай Кусюмов, Кильмяк абыз, Мрат-Султан и другие известные предводители восставших. В совете также участвовали представители от дд. Урсала, Урсалабаш, Бигашево, Альметьево, Мактама-Тамак и Мактама-Баш, среди которых упоминается Альмет мулла Каратаметев из д. Альметьево.

До недавних пор в среде историков и краеведов превалировало мнение, что д. Альметьево на р. Зай основано Альмухаметом, выходцем из д. Альметьево Байлярской волости (ныне с. Альметьево Сармановского района). При этом обычно ссылались на текст шеджере Бикчуры-хана, записанного Ризой Фахретдиновым. В указанном шеджере действительно присутствует Альмухаммет из д. Альметьево, родословное древо которого имеет такой вид: Бикчура — Габдулла Илаз — Симан — Якуп — Янбулат — Бикмет (Бикмухаммет) — Каратуймет (Туймухаммет) — Альмухаммет. У Альмухаммета были три сына: Рахматулла, Габдерахим и Рахманкул (Рамай). На этом линия Альмухаммета заканчивается.

В текстовой части шеджере отмечено, что Альмухаммет, выходец из Байлярской волости, был основателем двух деревень: Старое Альмет-Муллино (в Байлярской волости вблизи р. Мензеля) и Базарлы Альмет-Муллино — на р. Зай. Также отмечается, что Альмухаммет в д. Альмет-Муллино на р. Зай «пребывал недолго». Один из его сыновей — Рахматулла проживал в д. Альмет-Муллино, другой, Габдерахим — в д. Тайсуганово6. В том же Тайсуганове, видимо, жил и Рахманкул (Рамай), который, по нашему мнению, имеет прямое отношение к известному татарскому роду промышленников Рамеевых, выходцев из д. Тайсуганово, перешедших в XVIII в. на жительство в Стерлитамакский уезд, а позднее в Оренбург.

Шеджере — источник, безусловно, важный, однако нуждающийся в сопоставлении с данными других источников. Такую возможность дают материалы 7-ой ревизии (1816 г.). По их данным, в д. Альметьево среди «башкирского» населения значился Рахматулла Альмухамметов, которому ко времени 6-ой ревизии 1811 г. было 77 лет (родился около 1734 г., умер в 1813 г.)7. На момент рождения Рахматуллы его отцу Альмухаммету могло быть и 20, и 30, и 40, и 50, и 60, и т.д. лет. То есть, существует достаточно большая вероятность того, что в начале 1720-х гг, он был уже зрелым человеком, способным основать населенный пункт или даже два. Так или иначе, Альму-хамет Каратуйметов из шеджере Бикчуры-хана и Алъмет-мулла Каратаметев, присутствоваший на совете восставших в д. Бигашево летом 1735 г., это, несомненно, одно и то же лицо, связанное с д. Альметьево на р. Зай.

Существует и иная точка зрения об основателе д. Альметьево. В Альметьевском регионе более или менее полная перепись населения была впервые осуществлена во время второй ревизии (1746 — 1747 гг.). При этом «башкирское» население переписи не подлежало. Согласно переписным документам второй (1746 г.) и третьей (1762 г.) ревизий, в д. Альметьево значился единственный человек по имени Альмет, сын Сеита. В 1746 г. ему было 49 лет, т.е. он родился примерно в 1697 году. На момент проведения третьей ревизии ему было 65 лет8. У Альмета Сеитова было шесть сыновей: Юсуп (1722 — 1761 гг.), Халил (1731 — 1748 гг.), Масгуд (1733 p.p.), Иштан (1735 г.р.), Арсланбек (1744 — 1795 гг.) и Гаделша (1758 — 1795 гг.)9. В 1764 г. имя Альмет Сеитов зафиксировано в перечне владельцев мельниц края. В данном случае его фамилия передана как Сагитов10.

Таким образом, существуют два исторических лица, претендующих на то, чтобы называться основателем д. Альметьево. При этом основным аргументом против кандидатуры выходца из Байлярской волости Альмета Каратуйметова (Туймухаметова) является его «башкирское» происхождение. Дело в том, что Надыровская волость, куда входила и д. Альметьево не являлась башкирской родоплеменной единицей11. В исторических источниках она упоминается как волость «Надыревой служилых татар». То есть, «башкирское» население в Надыровской волости могло быть только пришлым. Во время Генерального межевания, проходившего в Восточном Закамье в конце XVIII — начале XIX вв., у жителей части селений региона были собраны сведения о времени их поселения в Надыровской волости. При этом, тептяри и ямские татары признавались за «старинных жителей» волости. «Башкирское» же население во всех выявленных случаях указывало на поселение в волости с разрешения старшины Надыра Уразметова (он получил этот чин около 1736 г. ™ Р.А.) или татар. Например, в д. Каратаево «башкиры» поселились около 1750 г., в д. Юлтимирово — около 1765 г., в д. Надырово (Сугушлы) — около 1790 года. «Башкирское» население деревень Шугурово и Абдрахманово время своего переселения «не помнили». Это касается и башкир-байлярцев д. Тайсуганово, в том числе и потомков Альмухамета, живших в этом селении и переселившихся «из д. Альметьево Мензелинского уезда по допуску старшины Надыра Уразметова с давних лет»12. Учитывая то, что окончательное переселение Надыра Уразметова на «жалованную» ему землю на берегах р. Зай произошло лишь в 1729 г.13, переселение байлярских «башкир» в Надыровскую относится к более позднему времени.

Байлярцы не упоминаются и среди первопоселенцев д. Альметьево, среди которых были выходцы из дд. Мешатамак и Селенгушево Ногайской дороги Казанского уезда, Ташкичу и Тазларово Алацкой дороги того же уезда, Нурлатово Симбирского уезда, Канадеево Пензенского уезда, Азимове и Шлянкино Свияжского уезда14.

Аргументы в пользу «первенства» Альмета Сеитова представляются нам более весомыми. Само по себе обращение муллы Альмета к командованию Шешминского ландмилицкого полка, датируемое 1735 г., указывает на то, что уже в этот период он принадлежал к правящей верхушке Надыровской волости и состоял в добрых отношениях с Надыром Уразметовым. Более того, есть основания считать, что в последующем эти две семьи породнились. По данным ревизских сказок, у младшего сына основателя Надыровской волости Надыра Уразметова — Ягофара (1759 г.р.) первой женой была Гулямша (Голейша) Альметова (1762 г.р.) из д. Альметьево. Как уже отмечалось, у Альмета Сеитова было шестеро сыновей, младший из которых — Гадельша, родился в 1758 г. Таким образом, вполне вероятно, что и Гулямша была дочерью Альмета Сеитова, поскольку в 1764 г. он был еще жив.

В условиях, когда брачные союзы, как правило, заключались между семьями примерно равными по занимаемому в обществе положению, этот брак говорит об авторитете и общественном статусе Альмета Сеитова (Сагитова) и его потомков. О его материальном благосостоянии свидетельствует то, что он являлся владельцем мельницы на р. Урсала.

Таким образом, совокупность вышеперечисленных фактов позволяет утверждать, что д. Альметьево (Альмет-Муллино) на р. Зай была основана 23-х летним татарином, тептярем по сословию, муллой Альметом Сеитовым около 1720 г.

Изображение

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
Vasia88
 
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации Vasia88
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 10 дек 2013, 15:31
Поблагодарили: 0 раз.

Вернуться в Общее


  Юг Клад - форум кладоискателей и Нумизматов Юга России
cron