^

Мобильная версия форума | Текущее время: 14 дек 2019, 08:33 Расширенный поиск

Деревня Мамашир

Новости, обсуждения и т. д.

Деревня Мамашир

Сообщение Vasia88 » 13 дек 2013, 14:20

Деревня Мамашир находится в северной части Татарстана.
После взятия Казанского ханства на его плодородные земли основались завоеватели. Распространяется миссионерская деятельность. Татары, черемисы, ещё не отошедшие от язычества, удмурты – все, жившие на правом побережья Волги и Камы, переселялись в более укромные территории – на север и восток. На этих территориях и основались деревни Маскара (Ишменево), Мамаширово.

После внесения Казанского ханства в состав Русского государства, деревня Мамаширово также ставится его неотъёмлемой частью. И даже внося вклад в историю развития этого государства, он подчеркивает, что на земле есть такая деревня, наша родная деревня – Мамашир.

В 1708 году, при царе Петра I Россия делится на губернии. Когда образовалась Казанская губерния, деревня Мамашир входит в неё, и относится к Кошкинской волости Мамаширского уезда. После раздела Казанской губернии все деревни этого края были введены в Вятскую губернию.

В конце 18 века в Мамашире занимались куплей – продажей. В начале XX века известные такие купцы как братья Абдуллины, которые по реке доплывали даже до Макарьевской ярмарки.

В начале 19 века России грозила русско – французская война 1812 года. Есть сведения, что на этой войне участвовали из нашей деревни.

XX век начался политически бурно ещё не утихли грохоты от пушек руссо – японской войны и революции 1905 – 1907 годов, как возгорелась пламя Первой Мировой войны. Из нашей деревни ушли на войну 20 человек. Среди них есть и Хафизов Шариф, доросший от прапорщика до полковника.

До 15 человек записались на фронт добровольцем, когда началась в стране гражданская война. Она дошла и до нашего края: через Мамашир прошла линия фронта, части 2-ой армии под командованием В.Азина отбивали атаку белых.

И когда началась Великая Отечественная война, наши односельчане внесли огромный вклад Великой победе. Из 442 человек, ушедших на войну 220 не вернулись. Среди вернувшихся с победой есть наш односельчанин Нигматуллин Шафигулла, который участвовал в 5 парадах на Красной площади в Москве.

Поколение, прошедшее войну, росло в духе верности нашей общей Родине – СССР и за него кровь пролили, защищая родную землю, село.

Таким образом, каждый житель Мамашира, и в мирное время, и в войну, вносит хоть и крошечный, но вклад в историю Российского государства, следовательно, и является частью её.

Происхождение Мамашира

Когда была основана деревня Мамашир – нам не известно. Сведения по этому вопросу до наших дней не сохранились. В 1929 году в деревне был пожар и все летописи, веденные духовенством, сгорели. Но остались люди, которые прочитали эти летописи и запомнили. Итак, первая версия происхождения деревни:

Как известно, Казанское ханство существовало в 1438 – 1552 годах. После завоевания его русским государством, восхищавшая весь мир своим богатством, знанием, благоустроенностью ханство перестает существовать. Вместе с тем исчезает великое наследие, созданное народом. История народа остаётся без корней.

На земли завоеванного ханства переселялись русские. Татар и других народов Казани, не хотевших принять христианство, вытесняли на северные и восточные территории, в леса близ реки Вятки. Там же и появились деревни Маскара, Мамашир.

Раньше место нашей деревни было покрыто тёмными лесами. В годы завоевания Казани сюда пришёл и основался человек по имени Томакай, обвинявшийся в конокрадстве, но сбежавший вместе с семьей.

Живя некоторое время, ознакомившись со здешним миром, он узнаёт, что поблизости живут люди, разговаривающие на чужом языке – черемисы.

Через реки Идель, Чулман, Нократ, из земель древнего Булгара и переселяется сюда ещё один человек. Настоящее его имя неизвестно, но звали его Булгар бабай. Поляна, где он основался, была недалеко от места жительства Томакая.

А на другой берег реки основался со своей семьёй Мохэммэтшэриф. Эти три семьи ничего друг о друге не знали.

В один весенний день Булгар бабай увидел плывущие по реке Щепки и обратил внимание на дым над лесом. На своей лодке он стал подниматься по реке Бурец и находит там семью Мохэммэтшэрифа. Поговорив вместе, они пришли к выводу, что вокруг должны жить люди. Сев в лодку, они продолжают путь и около улицы «Тубэн оч» сегодняшнего Мамашира находят место жительства беглеца Томакая. И опять же вместе поговорив, они принимают решение объединиться, в связи с тем, что жить в лесу одному было опасно. Местом общего жительства выбирают поляну Томакая.

Так была заложена основа деревне Мамашир. Мохэммэтшэриф оказался умнее, проницательнее других, поэтому через несколько лет деревня именуется его именем. Это распространённое имя того времени. Прошли годы, имя Мохэммэтшэриф, сокращаясь и приспосабливаясь, превращается в название «Мамашир».

Поколение Томакая продолжается и в наши дни:

Томакай;
Томак;
Арслангали;
Моэмин;
Рахматулла;
Ибатулла;
Гизатулла;
Хайрулла;
Абдулла;
Шэрифулла;
Айдар.
Известный топонимист – ученый, профессор Казанского государственного университета Г.Саттаров в своей работе излагает следующую версию насчёт этимологии, что название деревни произошло от варианта, пережившего фонетические изменения от имени Мохэммэтшэриф в Мамашир. К имени Мохэммэт присоединено окончание Шир – арыслан (лев) и означает «Мохэммэт арысланы». Впоследствии, считает Саттаров, произошли слова Мамадшир, Мэмэшир в диалектальном варианте.

Среди татар распространены арабо-персидские имена, связанные с Исламом. Мохэммэтшэриф – один из них. Мохэммэт – (пророк) + Шариф (уважаемый, святой, милосердный), значит, святой пророк.

Это была единственная версия происхождения деревни. Но мы в ходе исследования столкнулись с работой М.Г.Худякова, известного историковеда. Там мы и обнаружили некоторые материалы, касающиеся Мамашира. Это значило, что существует ещё одна версия.

Худяков сам родом из Малмыжского края и изучая историю своего края, историю черемисов, оставил богатейшую информацию о Малмыже и татарах, проживавших в этом уезде. Он даёт подробное описание имён и названий, родовых имён.

Вот что пишет Худяков в своей работе «Материалы по истории татар Малмыжского уезда»: «Что касается черемисского народа, то географические названия дают нам понять важное значение для черемис перед русским завоеванием имена татарской культуры. Черемисы входили в состав Казанского ханства, и целый ряд источников свидетельствуют нам о постепенном подчинении их мусульманской культуре.

Мы видим среди черемисских князьков и баев преобладание татарских имён, например, Балтуш, Тактуш, Иш, Дер. – иш, Мамаш – ир, Алты – бай, Ян – Гильди, Янгуш, Ян – Табай, Ак – Бай, Ак – Батур и т.п.

Из этого следует, что название нашей деревни, может быть, произошло от имени черемисского князя или бая Мамаш – ир.

Мы не можем не согласиться и с этой версией. Поэтому нам предстоит большая работа по изучению этой и ещё других рукописей М.Г.Худякова, которые хранятся в краеведческом музее г. Малмыжа.

О следах пребывания марийцев на территории нашего края говорят легенды и предания, сохранившиеся в памяти народа, о чём писали ещё до революции И.А.Износков, Н, А, Спасский, Д.Н.Корсаков, И.Н.Смирнов, а также современные исследователи А.Х.Халиков, Г.А.Сепеев, В.К.Кельмаков, И.Г.Мухаметшин и другие. Например, И.А.Износков упоминал отатарившихся инородцев финского племени. Аналогичного мнения придерживается и Н.А.Спасский: «под властью татар черемисы платили ясак, участвовали в походах против русских, принимая ислам, увеличивали собою татарство». Вот почему многие татарские селения имеют черемисские названия: Кукмор, Шелянгур, Нурма, Ошлан, Битлянгур, Синер». По данным И.Г.Мухаметшина, деревни Биктяшево ,Яниль, Малая Чура, Поршур, Сардек и др. основаны удмуртами и марийцами. По свидетельству М.Худякова, население Бурецкого края в действительности представляет собой потомков отатарившихся марийцев и удмуртов, малмыжские татары помнят происхождение татар Бурецкого края и настоящими татарами их не считают. О том же пишет и В.К.Кельмаков. Износков обращает внимание исследователей на то, что часть русских и татарских селений носит финно– угорские названия , что «на местах действительно жили прежде инородцы». Спасский пишет, что «черемисы в XV веке заняла Казанский и Малмыжский уезды».

Что касается названия Мамашира, то по материалам переписи марийцев Уфимского уезда, в деревне Савуксо на речке Сувксы среди марийцев упоминается имя Бамаш. Очень может быть, что название Мамашира произошло от аналогичного марийского имени.

Вот ещё одно предположение по этому поводу: формант - ма в названии Мамашир можно отнести к финно-угорскому слову ма «земля».

Ещё о проживании марийцев на территории нашего края свидетельствует наличие древних черемисских киреметей.

А по воспоминаниям других людей, старожилов Мамашира, по другой легенде, деревню основали три человека. Они все приехали из древнего Булгарского государства и основались на левой стороне Вятки. Русские и сейчас называют эти места «Булгары». Потом, видимо, из-за наводнения, переселились на нынешнее место расположения деревни. Несколько позже к ним присоединилась ещё одна семья.

Есть ещё одна версия: житель деревни Тан, некогда переселявшейся из Мамашира, Ахмадулла Габидуллин утверждает, что Мамашир основан ещё в 13-14вв. несколькими семьями, приплывшими через Вятку и Бурец. Он считает, что название произошло от имени Мэмэт Шакир – Мэмэшир.

Приведенные ниже строки из очерков историковеда Сабирзянова Г.С. , как нам кажется, близки к точке зрения Габидуллина:

В 13 веке, после завоевания Волжской Булгарии монголами «…наибольшему опустошению подверглись центральные районы. В 30-40-е годы они бежали на правобережье Волги, часть из них ушла в Закамье, на север- в Удмуртию. Сгоняя и удаляя булгар из центральных районов Волго-Камья, монголы на эти земли переселяли кипчаков…

В 1361 году в устье реки Чепцы (приток Вятки), на территории современной Кировской области возникло Каринское ( Нократское) княжество.

Основное его население тогда составляли переселявшиеся с Волго– Камья булгары…».

Может среди них, и были те «семьи из Булгар», которые основали Мамашир.

Аналогичного мнения и Л.Ш.Арсланов. Возникновение финно-угорских топонимов в бассейне реки Вятки происходило, по его взглядам, в пределах XI – XIII вв. – до появления булгаро – татарского населения в этом регионе. С его появлением после разгрома Булгар монголами удмурты и марийцы были вынуждены двигаться в восточные районы Камско-Вятского междуречья, оставив в память о пребывании в Мамадышском, Кукморском и др. районах Татарстана … ойконимы и гидронимы удмуртского, марийского и частично угорского происхождения.

Ещё указывает на это тот факт, что житель деревни Тамаево Шакиров М. нашёл в своём огороде монету, относящуюся, как нам кажется, к периоду древнего Булгарского государства.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
Vasia88
 
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации Vasia88
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 10 дек 2013, 15:31
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Деревня Мамашир

Сообщение dedasus » 19 ноя 2019, 10:42

Аватар пользователя
dedasus
 
Пункты репутации: 0
Добавить пункт репутации dedasus
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 07 ноя 2019, 21:17
Поблагодарили: 0 раз.


Вернуться в Общее


  Юг Клад - форум кладоискателей и Нумизматов Юга России
cron